Светлана Викторовна Трофимова

Специфика общения учителя-логопеда с родителями

 

Педагогическое общение — это взаимодействие двух или более людей, заключающееся в обмене познавательной иэмоционально-оценочной информацией. Успешность работы педагога, сопряженной спостоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от коммуникативнойкультуры общения. В процессе взаимодействия друг с другом важным оказываетсявсе: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информациюпартнера по общению. Поэтому педагогу важно знать психологические особенности, образовательныйи социальный уровень, индивидуальные черты родителей, их собственное видениепроблемы и на основании этих знаний педагог выстраивает структуру, стилиобщения, способы регулирования конфликтных ситуаций. Поэтому первым необходимымусловием успешности взаимодействия педагога с родителями  является знание структуры общения.

В психологи выделяют три cоставляющие функцииобщения:

1) Перцептивное - включает в себявосприятие человека человеком, в процессе общения.

2) Коммуникативное - представляет собойпроцесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями, сведениями,желаниями - это то, что мы говорим.

3) Интерактивное - подразумеваеторганизацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мыговорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении,уклонении, пассивности одного из партнеров или обоих участников взаимодействия.

Традиционно все средства общения делятсяна:

- вербальные (слова, которые мы произносимв процессе общения);

- невербальные (жесты, мимика, дистанция,поза и др.);

- паралингвистические (состояние голоса,тембр, темп, интонация, пауза и др.)

В.Н. Куницина в своей - книге «Межличностноеобщение», приводит принципы построения речевой коммуникации.

1) Принцип кооперации предполагает, чтовербальное общение должно:

      - содержатьоптимальное количество информации. (оно должно соответствовать текущим целямобщения, излишняя информация может отвлекать, вводить в заблуждение);

       -  содержатьправдивые высказывания;

       -  соответствоватьцелям, предмету разговора;

   быть ясным (избеганиенепонятных выражений, многословности).

2) Принцип вежливости, которыйподразумевает выражение в речи:

-  тактичности;

-  великодушия;

-  одобрения;

-  скромности;

-  согласия;

-  благожелательности.

Эффективность и успех общения педагога сродителями будет зависеть и от стиля общения.

 Стиль общения отражает спецификувзаимоотношений между людьми, многообразную и в то же время неповторимуюсущность личностей, включённых в общение. Канн Калик разработал 1-юклассификацию стилей:

1) общение на основе увлеченностисовместной творческой деятельностью, идеальный стиль - этот стиль основываетсяна единстве высокого профессионализма педагога и его этических взглядов. Воснове стиля лежит устойчиво-положительное отношение педагога к участникупроцесса и делу, стремление совместно решать вопросы организации деятельности –наиболее продуктивный стиль для всех участников педагогического общения.

 2)общение на основе дружеского расположения - тесно связан с 1-м стилем. По сутиэто одно из условий 1-го стиля. Является важным регулятором общения междулогопедом и родителями.

 3) общение-дистанция - суть его втом, что в системе общения педагога и собеседника, постоянно, в качествеважного ограничителя фигурирует дистанция. Короткая дистанция и удобноерасположение (от 50 смдо 1,5 м).Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтомусобеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этойдистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личногопространства собеседника!

4) общение-устрашение. Этот стиль общенияобусловлен прежде неумением организовать продуктивное общение на основе захватасовместной деятельностью. Бесспорно, такое общение сформировать не легко, имолодой учитель нередко идет по пути наименьшего сопротивления, выбираяобщение-устрашение или дистанцию в крайнем их проявлении. Осуществления именновоспитательного воздействия на собеседников, а не просто ситуативногоуправления их поведением этот стиль общения является бесперспективным.

 5) общение-заигрывание. (свойственномолодыми учителям) Сущность егозаключается в завоевании дешевого авторитета у родителей, что противоречиттребованиям педагогической этики. Этот стиль отражает, с одной стороны, попыткипедагогу быстро наладить контакт с родителями, понравиться им, а с другой -отсутствие необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений инавыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативнойдеятельности.

По мнению Г.Б.Мониной, эффективной техникой общения является использование стилей «адвокат» и«прокурор».

Стиль «адвокат»педагогу рекомендуется использовать в общении с родителями в следующих случаях:

- родителипросят совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуютсяповедением и успехами ребенка;

-родителипредъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высокихрезультатов;

- педагогутребуется сообщить негативную информацию о ребенке. Разговор можно начать спозиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятныммоментам. О проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника,человека, который искренне хочет помочь ребенку и родителям.

Неверновыстроенное общение может привести как к непониманию сторон друг друга, так и коткрытому конфликту. В случаях возникновения конфликта с родителями лучшепридерживаться официальной манеры общения. Во избежание углубления и расширенияконфликтной ситуации педагогу необходимо выбрать нужный стиль общения, грамотнопостроить стратегию поведения.

 

К.Томаспредложил способы регулированияконфликтов:

- Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полноеигнорирование интересов партнера.

- Уклонение характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересампартнера.

- Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, в ущербсобственным.

-  Компромисс –достижение «половинчатой» выгоды для каждой стороны.

- Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

По мнению Л.Б.Невалина, можно придерживаться следующих рекомендаций, если вы вынужденыучаствовать в споре:

- Не бытьпредвзятыми, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения.

- Не даватьвтянуть себя в пустую словесную перепалку.

- Не терятьсамообладания; бестактность, брань - признак слабости и отсутствие аргументов.

- Опираться нафакты и логику.

- Бытьлаконичным.

-Прогнозировать последствия своих слов.

- Не боятсякритики в свой адрес, так как она помогает увидеть свои слабые места.

- Уметьпризнать свою ошибку.

- Избегатьнечестных приемов в споре.

- Не попадатьсяна удочку комплиментов.

 

 

Для того чтобывовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать самые первые минутыудивительными, неожиданными, яркими. Особенно это важно учитывать в том случае,если педагог испытывает волнение перед разговором. Не стоит начинать сзамечаний или критики — лучше на первых порах создать положительныйэмоциональный настрой. А. Ф. Кони советует в начале беседы использовать«зацепляющие крючки». Это может быть что-нибудь из жизни, что-нибудьнеожиданное, какой-либо парадокс или какая-либо странность, неожиданный инеглупый вопрос и т. п. (Станкин М. И., 2000).

Безусловно, длятого чтобы собеседнику было интересно общаться с вами, необходимо иметь нужнуюдля него информацию. Но также необходимо обладать достаточным словарнымзапасом, иначе вы рискуете просто-напросто быть непонятым. Причем большоезначение имеет способность использовать в речи синонимы и антонимы, умениестроить предложения. В разговоре с родителями не стоит употреблятьпрофессиональные слова и выражения. Если же вы считаете это необходимым, то,произнося, возможно, незнакомые для них термины, сразу же, без паузы, дайтеопределение понятия. Такой способ поможет родителям точно понять вас. Крометого, подобная тактика способствует повышению самооценки мам и пап (и особеннопожилых людей, которым иногда бывает трудно находиться в курсе современныхизменений в языке), а также установлению контакта, равноправного общения.

Для продуктивного общения с родителями, мысами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседники должныэто видеть. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют своизакономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15секунд! Для того, чтобы благополучно расположить к себе родителей, необходимоприменять различные психологическиеприемы. Самые универсальные – это:

- Улыбка

- имя собеседника

- комплимент.

Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звукна любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не простокивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Кроме этих приемов существуют и другиеприемы установления хорошего контакта с собеседником

- Одновременно с улыбкой необходимдоброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить»собеседника взглядом.

- Короткаядистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседыблизких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается насвыслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Ноне переступать «границы» личного пространства собеседника!

- Необходимоубрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол,книга, лист бумаги в руках).

- Использовать походу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

- Всем своим видомподдерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности впозе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонацияв голосе).

- Использоватьприем присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то жесамое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Выдолжны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши детибыли здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…»,«Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установленияхорошего личностного контакта и построения эффективного общения ивзаимодействия с родителями.

 

Культураобщения педагога должна соответствовать сущности личности. Поэтому нельзякопировать стили общения ближайшего социального окружения, заимствоватьпредложенные стереотипы педагогических действий. Каждому педагогу следует иметьдостаточно знаний о себе и сопоставлять свои индивидуальные качества ивозможности по содержанию и формам собственного коммуникативного поведения.

Итак, специфика общения учителя-логопеда сродителями представляет собой:

-владение культурой педагогическогообщения и этики;

-доброжелательность, умение слушать ипонимать собеседников, коммуникабельность, искренность;

-педагогическую толерантность;

-готовность к изменениям, открытость длядуховного взаимообогащения, анализ эффективности собственного коммуникативногоповедения;

-конкурентоспособность, умение вызвать всоциуме интерес к результатам своей профессиональной деятельности.

 

2 марта 2018 в 23:21

Прикреплённые файлы:

Документ: Специфика общения учителя-логопеда с родителями

Описание файла:

Файл называется: zachet-kroitor_s61u1.docx

Это официальный файл организации «Светлана Викторовна Трофимова», в нём содержится Специфика общения учителя-логопеда с родителями.

Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.