Светлана Викторовна Трофимова
Упражнения для развития (совершенствования) речевых функцийЕжедневно выполняйте зарядку для языка (артикуляционную гимнастику): 1. «Вкусное варенье» 2. «Чашечка» 3. «Часики» 4. «Маляр» 5. «Индюк» 6. «Качели» 7. «Лошадка» 8. «Грибок» 9. «Чистим зубки» Продолжайте автоматизировать поставленные звуки. Упражнения для автоматизации звуков 1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из самостоятельной речи), тогда необходимо будет работу над этими звуками начинать заново. 2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка. СПОКОЙНО, произнося слово верно! Упражнения для развития фонематических процессов 1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «мак»? Какой 1, 2, 3) 2. Придумывание слов с определённым количеством звуков. 3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а). 4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля). 5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.) 6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых слышим определенный звук. 7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы в начале, конце или середине слова. (Шуба, душ, кошка.) Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза) 1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?) 2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов 3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум). 4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва). 5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое). 6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. 7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д. Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи 1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а когда их много - сады, гулял где - за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.) 2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.): 3. Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …, 4. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль … 5. Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д. 6. Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д. 7. У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д. 8. Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д. 9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт») 10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты. Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка 1. Обогащайте словарный запас детей новыми словами. Этому способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсий в музеи, выходы в театр, цирк. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.п.), растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов и т.д.), животных. 2. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. 3. Сочиняйте стихи, рифмы. 4. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово. 5. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению» 6. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д. Упражнения на развитие связной речи 1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос. 2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать. 3. Расспрашивайте о важных для него событиях. 4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию. 5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться. 6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д. Основные артикуляционные упражнения (выполнять ежедневно по 10-15 мин. перед зеркалом) 1. «Блинчик». Улыбнуться, на нижнюю губу положить широко распластанный язык. Удерживать его в спокойном состоянии под счёт до 5 — 10 раз. 2. «Наказать непослушный язычок». Произнести «ПЯ-ПЯ-ПЯ...» (10-20 раз) 3. «Иголочка». Сделать тонким язык и высунуть изо рта. (5-10) 1. «Блинчик - иголочка». Чередования тонкого и широкого языка. (5-Ю) 2. «Заборчик». Удержать губы в улыбке, показывая сомкнутые зубы. (5-10) 3. «Трубочка». Округлить губы в трубочку, при этом верхние и нижние зубы слегка видны. (5-10) 7. «Заборчик - трубочка». Чередования заборчика и трубочки. (5-10) 8. «Достать языком нос». Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык поднять к носу, затем опустить к верхней губе. (5-10) 9. «Дотянись язычком до подбородка». Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность его кончика, умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык опустить к подбородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и челюсть не двигались. (5-10) 10. «Качели». Цель: отрабатывать быструю смену положения языка, развивать гибкость и точность движений его кончика. Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык положить на нижнюю губу, затем поднять на верхнюю. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. (5-10) 11. «Вкусное варенье». Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, вырабатывать подъем широкой передней части языка. Рот открыт, губы в улыбке, широкий передний край языка облизывает верхнюю губу, делая движения сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по верхним коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не закрывают зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх, она должна быть неподвижной. (5-10) 12. «Чашечка». Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.Рот открыт «окошком», высунуть язык, удержать в форме «чашечки», передняя часть и боковые края языка загнуты. Удержать под счет до 5-10. 1. «Надуем парус». Поставить язык на «верхние бугорки» за верхними зубами, язык широкий «чашечкой» и дуть. (5-10) 1. «Лошадка», «Пощелкай язычком». Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку. Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Упражнение выполнять качественно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь. Сначала быстро, затем медленно под счет. (10-20) 15. «Индюшата». Цель: развивать гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт, губы в улыбке, производить широким кончиком языка облизывающие движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Темп постепенно увеличить и добавить голос -послышатся звуки: бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (он должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. (10-20) 16. «Горка», «Кошка сердится». Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем его спинки. Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол за нижними резцами, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными. (5-10) 17. «Почистим зубки». Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы губы не закрывали зубы, нижняя челюсть не двигалась. (5-10) 18. «Маляр». Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им. Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка проводить поглаживающие движения но нёбу (назад-вперед) от резцов в глубину рта и обратно. Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не выходил за пределы рта, губы не закрывали зубы, нижняя челюсть не двигалась. (5-10) 19. «Грибок». Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку. Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык всей плоскостью прижать к нёбу (присосать) и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык напоминает тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотноприжаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не закрывали зубы. При повторении упражнения постепенно увеличивается амплитуда движений. 20.«Гармошка». Цель: укреплять мышцы языка, удерживать его в вертикальном положении, растягивать подъязычную связку. Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык прижат к нёбу (спинка языка присасывается). Не отрывая спинку языка, раскрывать и закрывать рот, увеличивая амплитуду движений. Следить, чтобы при открывании рта губы улыбались, оставались неподвижными, язык не провисал, зубы были видны. (5-10) 21.«Фокус», «Снегопад». Цель: удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка. Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края и кончик языка приподняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдуть ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не закрывали зубы, ватка летела строго вверх.(5-10) 22.«Автомат». Цель: выработать подъем, гибкое подвижность кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в альвеолы (бугорки) за верхними зуб многократно и отчетливо произнося т-т-т. Сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, а звук т носил характер четкого удара, «не хлюпал», кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя. (10-20) 23.«Барабанщик». Цель: выработать подъем язы точные дифференцированные движения его кончика. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо: д-д-д-д, затем да - ды. При произнесении слога «до» отводится к центру нёба, при произнесении «ды» кончик языка перемещается бугоркам за верхними резцами. (10-20) 24.«Катушка». Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка, их подвижность. Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижны. (5-10) 25.«Пароход гудит». Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка. Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка поднят вверх, упирается в «верхние бугорки». Длительно произносить звук Л-Л-Л («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка приподнимался, губы и нижняя челюсть были неподвижны. (10-20) Самомассаж мышц языка 1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта. (10-20 раз) 2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта. (10-20 раз). Закусывание кончика языка на улыбке: «ал-ал-ал...» 3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта. (10-20 раз) 4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта. (10-20 раз) 5. «Пожуем грушу». Имитация жевания. (10-20 раз) 8 декабря 2017 в 19:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.